Минфин планирует в 2018 г. повысить налог на зарплаты свыше 796 тысяч рублей в год. Ваше отношение к этому?
Справедливо, богатые должны платить больше.
Станет меньше высоких заработков и легальных предпринимателей, зарплаты уйдут в тень.
Существуют более эффективные пути пополнения бюджета.
Затрудняюсь ответить.
Погода
Яндекс.Погода

Госзакупки: 94-й закон позволяет ограничивать конкуренцию

19 ноября 2012 г.

Несмотря на все попытки предпринимательского сообщества и законодателей сделать процесс госзакупок более прозрачным и конкурентным, их усилия часто не достигают цели. Об этом говорят результаты мониторинга, который провели эксперты Национальной ассоциации институтов закупок. Они оценили сделки, заключенные с апреля по сентябрь 2012 года на общую сумму свыше 586 млрд рублей.

Всего была проанализирована 221 сделка, из которых только 78 (35,3%) были совершены в условиях конкуренции. Другими словами, предъявляемым требованиям соответствовала только каждая третья сделка. Но в 126 случаях (57%) закупки на общую сумму 349,6 млрд рублей были совершены у единственного поставщика. Причем в 96 случаях на конкурс была подана одна-единственная заявка.

Эксперты указали, что одним из признаков ограничения конкуренции является ограничение сроков исполнения контракта. К примеру, аукцион, на котором был приобретен лекарственный препарат «Ритуксимаб» для Министерства здравоохранения проводился 15 ноября, при этом поставка в 96 адресов должна была быть осуществлена до 15 декабря. Победить на аукционе могла только та фирма, которая уже имела на складе препарат в достаточном количестве.

Другой прием – составление конкурсной документации под конкретного поставщика. Так, тендер на подготовку комплекта документации для строительства объекта Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики предусматривал, что в течение двух месяцев исполнитель должен разработать проектную документацию, провести инженерно-геологические изыскания, в течение десяти дней с момента заключения контракта представить эскиз завода с разработкой разделов. Подать заявку, полностью соответствующую перечисленным требованиям, мог только участник, заранее проинформированный о размещении заказа.

Признаки ограничения конкуренции были выявлены и при планировании поставки лекарственного препарата «Интерферон бета-1a» для Министерства здравоохранения. Согласно конкурсной документации, подразумевается поставка конкретного препарата, хотя на рынке существует его аналог – «Генфаксон». В итоге на участие в аукционе подана одна заявка на сумму, равную начальной цене контракта. При этом эксперты указали, что конкурсная комиссия Минздрава при проведении тендеров многократно допускала такое ограничение.

Статистика, полученная в ходе мониторинга, показывает крайнюю неэффективность способов размещения заказа в соответствии с положениями 94-ФЗ для закупок свыше 1 млрд рублей. Закупки у единственного источника используются для придания легитимности контрактам с высокой стоимостью без рыночного обоснования цены. В подобных случаях высока вероятность того, что цена является завышенной, так как отсутствует реально действующая система ее обоснования, основанная на проверяемых источниках расчета. Одним из решений может стать требование обязательного предоставления подробной информации об источниках, использованных для формирования стоимости заказов.

Причины сложившейся ситуации кроются в недостатках действующей системы размещения госзаказа, основанной на 94-ФЗ. При отсутствии действенного контроля со стороны госорганов и общественных организаций она позволяет сильно ограничивать конкуренцию при проведении процедур, не нарушая закона.

Татьяна Марканова,
ТПП-Информ

Вернуться

При перепечатке материалов ТПП-Информ ссылка на интернет-издание обязательна.


Новости партнеров
СМИ 2
24 СМИ