Минфин планирует в 2018 г. повысить налог на зарплаты свыше 796 тысяч рублей в год. Ваше отношение к этому?
Справедливо, богатые должны платить больше.
Станет меньше высоких заработков и легальных предпринимателей, зарплаты уйдут в тень.
Существуют более эффективные пути пополнения бюджета.
Затрудняюсь ответить.
Погода
Яндекс.Погода

Тематический дневникrss

Приземление «Трансаэро», или Конец «прекрасной эпохи»

29 октября 2015 г.

В ночь на 26 октября с. г. после почти двухмесячной агонии фактически прекратила свое существование крупнейшая российская частная авиакомпания «Трансаэро». Ранее Министерство транспорта РФ аннулировало с этой даты сертификат эксплуатанта компании (приказ № 663 Росавиации от 20.10.2015 г.). По сообщению же российских СМИ, решение о банкротстве «Трансаэро» было принято на правительственном совещании с участием премьер-министра Дмитрия Медведева еще 1 октября.

Аннулированный сертификат по правилам не восстанавливается, поэтому самолеты с логотипом «Трансаэро» больше никогда не поднимутся в небо. Не помогли ни коллективные письма звезд российского шоу-бизнеса в защиту «Трансаэро», ни митинги уволенных сотрудников компании и сочувствующих им граждан, ни громкие статьи в прессе. Так закончилась история второй по объему перевозок авиакомпании России, основного конкурента «Аэрофлота», работавшего с 1991 года и перевезшего миллионы россиян в отпуск или по делам в самой России и за рубежом. Только с января по июль 2015 года услугами «Трансаэро» воспользовались 7,54 млн человек. Компания располагала большим воздушным флотом – больше 100 самолетов – и огромным штатом сотрудников, превышавшим 10 тыс. человек.

Пассажиров, купивших билеты на рейсы компании до 15 декабря, будет перевозить «Аэрофлот». С октября к перевозке пассажиров «Трансаэро» подключились также авиакомпании «Сибирь», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр» и «Таймыр». Возврат средств за купленные билеты «Трансаэро» на даты после 15 декабря будет также обеспечивать «Аэрофлот». Кроме того, «Аэрофлот» с 21 октября получил временный допуск на 56 международных маршрутов «Трансаэро». В «Аэрофлоте» также пообещали трудоустроить 6 тысяч человек из трудового коллектива проблемного перевозчика.

Авиапарком компании занимаются компании-лизингодатели, которые являются собственниками этих воздушных судов. Ранее сообщалось, что 34 самолета «Трансаэро» готов взять в эксплуатацию «Аэрофлот». Дальнейшая судьба других воздушных бортов пока не ясна. Известно, что кредитор «Трансаэро» ВТБ изымает у авиаперевозчика лизинговые самолеты, а глава Минтранса Максим Соколов сообщил, что часть самолетов авиакомпании «Трансаэро» могут передать в эксплуатацию зарубежным перевозчикам.

Не секрет, что «Трансаэро» оказалась на грани банкротства в связи с огромными долгами – около 260 млрд рублей (85 млрд рублей – банкам, 150 млрд – лизингодателям, в их числе также банки, еще 20 млрд – аэропортам и топливозаправочным компаниям и др.). Годовая же выручка перевозчика по итогам 2014 года составила всего 114 млрд рублей. Все это происходило на фоне падения спроса на авиаперелеты и откровенного демпинга компании на ценах на билеты.

По сути, «Трансаэро» балансировала на грани банкротства не первый год. Долги компании стали накапливаться как снежный ком еще три года назад. В 2013 году чистый долг авиакомпании составил 90,5 млрд рублей, в 2014 году вырос до 160 млрд рублей, а за неполный 2015 год – до 250 млрд рублей. Финансовые проблемы решались за счет новых кредитов. Фактически «Трансаэро» уже несколько лет жила на кредитной игле. Девальвация рубля и спад авиаперевозок окончательно «сломали шасси» перевозчика.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов не исключил, что правоохранительным органам стоит обратить внимание на ситуацию в «Трансаэро», отметив, что у властей «есть вопросы по поводу того, насколько экономически обоснованными были те или иные решения и тарифы, по которым продавались билеты, особенно в последнее время».

«Трансаэро» перешла под операционное управление «Аэрофлота» в начале сентября. Предполагалось, что для ее спасения «Аэрофлоту» передадут 75 процентов акций за 1 рубль, но акционеры не успели в установленные сроки консолидировать этот пакет. Между тем в борьбу за активы тонущей авиакомпании неожиданно вступила компания S7. 20 октября стало известно, что гендиректор и совладелец группы S7 Владислав Филев подписал с акционером «Трансаэро» Александром Плешаковым соглашение о продаже «не менее 51 процента акций «Трансаэро». По данным СМИ, часть банков-кредиторов согласились на предложение Филева конвертировать долг авиакомпании в 49 процентов акций новой объединенной компании, созданной на базе группы S7 («Сибирь» и «Глобус») и «Трансаэро». Против санации перевозчика выступали Сбербанк и ВТБ. При этом ФАС сообщала, что ходатайство на одобрение этой сделки в ведомство не поступало.

Даже если сделка между S7 и «Трансаэро» подтвердится, это не означает сохранение бизнеса авиаперевозчика. Зато этим явно воспользовались спекулянты, которые разогнали стоимость акций «Трансаэро» на Московской бирже. 27 октября акции «Трансаэро» на Московской бирже неожиданно подорожали почти на 40%, что могло быть связано с заявлением председателя совета директоров компании и ее бывшей совладелицы Ольги Плешаковой о том, что бывшие акционеры «Трансаэро» надеются, что новые акционеры и кредиторы смогут восстановить операционную деятельность компании.

Однако специалисты авиаотрасли призывают не воспринимать сделку о покупке пакета «Трансаэро» как попытку спасти авиакомпанию. Значение имеют только активы убыточного перевозчика (маршруты, парк самолетов и клиенты), и сейчас идет передел рынка авиаперевозок. Купив 51% акций «Трансаэро», S7 получила более весомую позицию в вопросе расширения парка самолетов и получения привлекательных маршрутов перевозок. Скорее всего, конкуренты просто разберут «Трансаэро» по частям, считают эксперты.

Однако развитие событий теперь во многом будет зависеть от позиции кредиторов и авиационных властей. С финансовой точки зрения спасение авиакомпании возможно только при реструктуризации и списании части долгов. Но пока кредиторы лишь закидывают перевозчика исками о банкротстве. На этом фоне гендиректор Дмитрий Сапрыкин подал уведомление о намерении «Трансаэро» обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Между тем в суды уже поступили заявления о признании «Трансаэро» банкротом от Сбербанка и Альфа-банка. О намерении подать иск о банкротстве заявили также банк ВТБ и Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ.

В целом же, как уверено большинство специалистов, уход с рынка «Трансаэро» способен существенно изменить картину на рынке авиаперевозок России, снизить на нем конкуренцию и вызвать монополизацию целого ряда направлений. По оценкам экспертов, банкротство «Трансаэро» может привести к тому, что «Аэрофлот» станет монополистом – его доля на линиях из Москвы достигнет 80%, на внутренних рейсах – до 60%.

Банкротство «Трансаэро» также негативно скажется и на общем инвестиционном имидже России. Так, президент ТПП РФ Сергей Катырин, комментируя ситуацию вокруг «Трансаэро», отметил, что сейчас для России не самая лучшая ситуация, чтобы показывать инвесторам, как банкротят такую крупную компанию.

Рынок авиаперевозок уже страдает от фактического банкротства «Трансаэро». В частности, прекращение продажи билетов авиакомпанией «Трансаэро» создало серьезную проблему отправки пассажиров из Владивостока в Москву и в обратном направлении. По данным краевых властей, в связи с банкротством авиакомпании «Трансаэро» в Приморье образовался дефицит на доступные билеты экономкласса.

К тому же если раньше авиакомпании из Европы и Азии составляли серьезную конкуренцию отечественным авиаперевозчикам, то сейчас они уходят с российского рынка в связи с девальвацией рубля и резким снижением спроса на зарубежные поездки. С сентября авиакомпания Lufthansa отменила часть рейсов из Москвы, Самары и Нижнего Новгорода. Об отказе от части полетов объявили австрийский перевозчик Niki, гонконгская Cathay Pacific Airways, тайские Thai Airways и немецкий лоукостер Air Berlin и др.

Если же монополизация авиаперевозок действительно произойдет, то россиянам надо готовиться к резкому росту цен на авиабилеты. Впрочем, они и так повышались в течение всего года. СМИ со ссылкой на данные компании «Туту.ру» сообщают, что за 10 месяцев 2015-го средние цены на авиабилеты по России выросли примерно на 8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Зарубежные направления показали более стремительный рост – как минимум на 20%. Билеты в Европу подорожали на 19,5%, а в другие регионы дальнего и ближнего зарубежья – на 30%.

Похоже, что история с «Трансаэро», как бы она ни закончилась, теперь может означать для многих россиян конец «прекрасной эпохи», когда можно было с относительным комфортом летать по стране и за рубеж по приемлемым ценам.

Авиакомпании теперь вряд ли будут фактически субсидировать пассажиров себе в убыток, как это делала «Трансаэро». Поэтому для основной массы российских авиапассажиров будущее – это, скорее всего, полеты с пересадками, неудобные стыковки, лоукостеры без багажа, питания и с жесткими условиями регистрации, а также бюджетный отпуск в межсезонье на более дешевые курорты и в недорогие страны.

Михаил Большаков,
ТПП-Информ

Вернуться

При перепечатке материалов ТПП-Информ ссылка на интернет-издание обязательна.


Новости партнеров
СМИ 2
24 СМИ